Эрих Фромм: критика и апология гуманизма

Журнал «KANT» №2(39) 2021 [стр. 246]

DOI: 10.24923/2222-243X.2021-39.41

Авторы: Поломошнов Андрей Федорович, доктор философских наук, профессор кафедры экономики, философии и социальных дисциплин, Донской государственный аграрный университет, п. Персиановский, Бакулов Виктор Дмитриевич, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии и методологии науки, Институт философии и социально-политических наук, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Котлярова Елена Александровна, аспирант кафедры экономики, философии и социальных дисциплин, Донской государственный аграрный университет, п. Персиановский

Ключевые слова: Э. Фромм; экзистенциальные дихотомии; плодотворная личность; природа человека; личность; гуманизм; отчуждение.

Целью исследования является определение гуманистического потенциала философии Э. Фромма в контексте современного гуманистического кризиса. В статье рассматриваются две стороны гуманизма Э. Фромма. Первая сторона – критика современного общества, с точки зрения идеалов классического гуманизма. Вторая сторона – апология гуманистических идеалов в условиях комплекса дегуманистических явлений и тенденций XX века и поиск путей возрождения и утверждения гуманизма в социальной практике. Критика ограниченности гуманизма Э. Фроммом связана с раскрытием основных аспектов отчуждения личности в современном обществе. Гуманистический идеал Фромма, альтернативный противоречивому и ограниченному капиталистическому гуманизму, описывается мыслителем с помощью таких понятий, как "здоровая личность", "позитивная свобода", "плодотворная ориентация", "любовь", "здоровое общество". Идеал здорового общества Э. Фромма представлен в его модели "гуманистического социализма". Научная новизна заключается в установлении внутренних противоречий и ограниченности "радикального гуманизма" мыслителя. В результате доказывается, что Э. Фромму не удается найти эффективные пути преодоления дегуманистических процессов, порожденных развитием капиталистического общества. Разработанная мыслителем концепция гуманистической трансформации капиталистического общества является формой абстрактного, утопического гуманистического проекта. Поэтому "радикальный гуманизм" мыслителя имеет лишь историко-культурную ценность, но не стал программой действий и борьбы современных гуманистов. Практическая бесплодность абстрактного гуманизма не означает его полного отрицания, но стимулирует необходимость выхода к качественно новой исторической форме гуманизма через конструктивное преодоление его ограниченности.

скачать

Литература:
1.Баева Л.В., Радченко О.Ю. Дихотомии человеческого существования и механизмы бегства от свободы в трудах Э. Фромма // Каспийский регион: политика, экономика, культура. – 2013. – № 4 (37). – С.175-182.
2.Егунёва М.В. Проблема свободы в гуманистическом психоанализе Э. Фромма // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2007. – № 7. – С.13-17.
3.Желобов А.П., Федоренко Н.В. В поисках "человеческого": гуманизм и антропоцентризм // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2017. – №1. – С.247-257.
4.Жукова С.П. Проблема идеала в философской антропологии Э. Фромма // Философско-культурологические исследования : сб. ст. Вып. 1. – Минск, 2011. – С.160-174.
5.Кишлакова Н.М. Программа социальных преобразований капиталистического общества Э. Фромма // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. – 2012. – № 2 (6). – С.4-10.
6.Тихонов Г.М. Э. Фромм о воспитании и природе человека // Социально-экономическое управление: теория и практика. – 2011. – № 1 (19). – С.119-122.
7.Фролова М.И. Гуманизм Эриха Фромма // Человек. – 2014. – № 1. – С. 121-136.
8.Фромм Э. Бегство от свободы // Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. – М. : АСТ, 2006. – 571.
9.Фромм Э. Человек для себя // Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. – М. : АСТ, 2006. – 571.
10.Фромм Э. Гуманистический социализм [Электронный ресурс] URL: http://left.by/archives/2104 (Дата обращения: 02.02.2021).
11.Фромм Э. Искусство любить. – М. : АСТ, 2014. – 221 с.
12.Фромм Э. Революция надежды. Избавление от иллюзий. – М., 2005. – 352 с.

Erich Fromm: criticism and apology of humanism

Authors: Polomoshnov Andrey Fedorovich, DSc of Philosophical sciences, Professor, Department of Economics, Philosophy and Social Disciplines, Don State Agrarian University, vil. Persianovsky, Bakulov Viktor Dmitrievich, DSc of Philosophical sciences, Professor, Head. Department of Philosophy and Methodology of Science, Institute of Philosophy and Socio-Political Sciences, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Kotlyarova Elena Alexandrovna, Postgraduate student, Department of Philosophy and History of the Fatherland, Don State Agrarian University, vil. Persianovsky

Keywords: E. Fromm; existential dichotomies; fruitful personality; human nature; personality; humanism.

The purpose of the study is to determine the humanistic potential of E. Fromm's philosophy in the context of the modern humanistic crisis. The article examines two sides of E. Fromm's humanism. The first side is the criticism of modern society from point of view of ideals of classical humanism. The second side is an apology for humanistic ideals in the context of a complex of dehumanistic phenomena and tendencies of the 20th century and the search for ways to revive and establish humanism in social practice. Criticism of the limitations of humanism by E. Fromm is associated with the disclosure of the main aspects of alienation of the individual in modern society. Fromm's humanistic ideal, an alternative to the contradictory and limited capitalist humanism, is described by the thinker using concepts such as "healthy personality", "positive freedom", "fruitful orientation", "love", "healthy society". Fromm's ideal of a healthy society is presented in his model of "humanistic socialism". Scientific novelty lies in the establishment of internal contradictions and limitations of the "radical humanism" of the thinker. As a result, it is proved that E. Fromm fails to find effective ways to overcome the dehumanistic processes generated by the development of capitalist society. The concept of the humanistic transformation of capitalist society, developed by the thinker, is a form of an abstract, utopian humanistic project. Therefore, the "radical humanism" of the thinker has only historical and cultural value, but did not become the program of actions and struggle of modern humanists. The practical sterility of abstract humanism does not mean its complete rejection, but stimulates the need to reach a qualitatively new historical form of humanism through constructive overcoming of its limitations.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки