Философское учение Н.А. Бердяева о свободе и божественной природе творчества

Журнал «Кант» №4(33) 2019 [стр. 188]

Авторы: Усманова Лариса Тимофеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Общеобразовательных дисциплин, Гжельский государственный университет, Московская область

Ключевые слова: творчество; философия свободы; бог; иррациональная; рациональная; свобода с любовью; личность; обучение; дух; персонализм.

В статье анализируются философские взгляды одного из наиболее значительных последователей В.С. Соловьева, сторонника экзистенциализма, заложившего основы персоналистической философии, – Н.А. Бердяева. В процессе исследования предлагаемой русским философом концепции миростроения, направленной на человека и представляющей собой противоположность духа и природы, автор акцентирует внимание на вопросах происхождения свободы, трех формах ее существования (иррациональной, рациональной, свободе с любовью) и оправдании человека в существовании зла через творческое, позитивное преобразование мира. Анализ, обобщение и систематизация творческого наследия Н.А. Бердяева опирались в статье на следующие положения его теории. "Дух", по Бердяеву, "включает в себя жизнь, свободу и творчество, а природа - это вещь, психика и необходимость. Свобода не создавалась Богом, а существовала до него и поэтому Господь не отвечает за свободную волю и произвол человека". Таким образом, личность реализуется у философа последовательно, вследствие восхождения от подсознательного (иррациональная свобода) через сознательное (иррациональная свобода) к сверхсознательному (свободе божественной любви). Персоналистическая философия Н.А. Бердяева рассматривается в статье через главенствующую роль личности, обладающей божественными атрибутами творца. Творческая же деятельность человека представлена как дополнение к божественной жизни, как "божественно-человеческая".

Philosophical doctrine N.A. Berdyaev about the freedom and divine nature of creativity

Authors: Usmanova Larisa Timofeevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of General Education, Gzhel State University, Moscow region

Keywords: creativity; philosophy of liberty; God; irrational; rational; freedom with love; personality; teachings; spirit; personalism.

The article analyzes the philosophical views of one of the most significant followers of V.S. Solovyov, a supporter of existentialism, who laid the foundations of personalist philosophy – N.A. Berdyaev. In the course of the study of the concept of peace-building proposed by the Russian philosopher, aimed at man and representing the opposite of spirit and nature, the author emphasizes the questions of origin of freedom, three forms of its existence ( irrational, rational, freedom with love) and the justification of man in the existence of evil through the creative, positive transformation of the world. Spirit, according to Berdyaev, includes life, freedom and creativity, and nature is a thing, psyche and necessity. Freedom was not created by God, but existed before him, and therefore the Lord is not responsible for the free will and arbitrariness of man.  Thus, the personality is realized by the philosopher consistently, due to the ascent from the subconscious (irrational freedom) through conscious (irrational freedoms).
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки