Теория иконописи как парадигмы теургического искусства у П.А. Флоренского

Журнал «Кант» №4(33) 2019 [стр. 135]

Авторы: Бужор Евгения Сергеевна, кандидат философских наук, cтарший преподаватель Департамента социологии, истории и философии, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва

Ключевые слова: Флоренский; Соловьев; Вячеслав Иванов; всеединство; теургия и теургическое творчество; иконопись; лицо и лик; живая идея; ненасильственность; преобразование действительности.

В статье рассматривается концепция иконописи П.А. Флоренского в контексте теории теургии и теургического искусства Вл. Соловьева. Показано, что Флоренский противопоставляет иконопись и религиозную живопись на основе понятий лица и лика как онтологических категорий. Иконопись понимается как изображение лика. Однако в силу противопоставленности эмпирического и идеального миров лик не может быть изображен средствами эмпирической действительности. Отсюда Флоренский делает вывод, что икона является творением ноуменальной сущности, живой идеи, которая представлена обликом святого, тогда как земной художник-иконописец только оказывает содействие этому процессу. Именно в силу того, что икона творится не иконописцем, а существом ноуменального мира, ей присущ теургический потенциал - преобразование действительности в направлении всеединства.

Pavel Florensky's theory of iconography as a paradigmatic theurgical art

Authors: Buzhor Evgeniya Sergeyevna, PhD of Philosophical science, Senior Lecturer, Department of Sociology, History and Philosophy, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow

Keywords: Florensky; Soloviev; Vyacheslav Ivanov; total-unity; theurgy and theurgical creativity; icon painting; face and image; living idea; non-violence; transformation of reality.

The article deals with the concept of icon painting by Pavel Florensky in the context of the theory of theurgy and theurgical art by Vladimir Solovyov. It is shown that Florensky contrasts icon-painting and religious painting on the basis of the concepts of face and image conceived as ontological categories. Icon painting is understood as the representation of the image. However, due to the contrasting nature of the empirical and ideal worlds, the image cannot be created by means of empirical reality. Based on this Florensky concludes that icon is a creation of a noumenal entity, a living idea, which is represented by the image of the saint, while the iconographer only contributes to this process. It is precisely because the icon is not created by an iconographer but by a noumenal being that it has a theurgical potential - the transformation of reality towards the state of total-unity.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки