Академическая мобильность и инвалидность в высшем образовании: тематический и библиометрический анализ публикаций на портале eLIBRARY.RU *

Журнал «KANT» №3(32) 2019 [стр. 57]

Авторы: Кукуев Евгений Анатольевич, кандидат психологических наук, доцент, кафедра Психологии и педагогики детства, Волосникова Людмила Михайловна, кандидат исторических наук, доцент, директор, Огороднова Ольга Васильевна, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой Психологии и педагогики детства, Институт психологии и педагогики, Отдел мониторинговых исследований Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, Тюменский государственный университет, Тюмень

Ключевые слова: высшее образование; студенты с инвалидностью; инклюзия; академическая мобильность; социальная модель инвалидности; библиометрический анализ.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта 19-013-00373 А "Академическая мобильность студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях трансформации высшего образования".
Социальный контекст проблемы связан с низким уровнем вовлеченности студентов- инвалидов в академическую мобильность в России и за рубежом, вопреки международным и отечественным императивам и возрастающей гибкостью и транспарентостью условий жизни. Целью исследования является анализ и категоризация российской научной продукции, размещенной на портале eLIBRARY.RU, касающейся проблемы академической мобильности и инвалидности в высшем образования на основе библиометрических и наукометрических показателей. Методом исследования избран библиографический и тематический анализ. Мы проанализировали 1662 научных публикаций, размещенных в научной библиотеке "eLIBRARY.RU" за период с 1999 по 2019 год. 2019 год также был включен в анализ. Результаты. Число публикаций неуклонно росло в период с 1990 по 2018 особенно с 2011 года. При этом доля исследований, по категории "Академическая инвалидность студентов с инвалидностью, составляет 0,0009%. Распределение научных исследований по отраслям знаний оказалось неравномерным. Педагогические и психологические аспекты инклюзии преобладают. Результаты показывают представления о пересекающихся темах, "пустых" и проблемных местах и прорывных тем исследований в данном направлении. Следующим шагом в проведении исследования является проведение исследований в проблемных зонах и анализ представленности российских научных публикации по данной теме в международных базах данных (SSCI) на основе гипотезы об их незначительности.

Academic mobility and disability in higher education: a thematic and bibliometric analysis of publications on the portal eLIBRARY.RU

Authors: Kukuev Evgeny Anatolievich, PhD of Psychological sciences, Associate Professor, Department of Child Psychology and Pedagogy, Volosnikova Ludmila Mikhaylovna, PhD of Historical sciences, Associate Professor, Director , Ogorodnova Olga Vasilievna, PhD of Pedagogical sciences, Head of Department of Child Psychology and Pedagogy Institute of Psychology and Pedagogy, Department of monitoring research Resource training center for the disabled and persons with disabilities, Tyumen State University, Tyumen

Keywords: higher education; students with disabilities; inclusion; academic mobility; bibliometric analysis.

The social context of the problem is associated with the low level of involvement of students with disabilities in academic mobility in Russia and abroad, in spite of international and domestic imperatives and increasing flexibility and transparency of living conditions. The aim of the study is to analyze and categorize the Russian scientific products posted on the portal eLIBRARY.RU, concerning the problem of academic mobility and disability in higher education. The method of research is bibliographic and thematic analysis. We analyzed 1662 scientific publications placed in the scientific library "eLIBRARY.RU" for the period from 1999 to 2019. Results. The number of publications grew steadily between 1990 and 2018, especially since 2011. When is the proportion of studies in category "Akademic mobility of students with disabilities, is 0,0009%. The distribution of scientific research by branches of knowledge was uneven. Pedagogical and Psychological aspects of inclusion prevail. The results show ideas about intersecting topics, "empty" and problem areas and breakthrough research topics in this direction. The next step in the research is to conduct research in problem areas and analyze the representation of Russian scientific publications on this topic in international databases (SSCI) on the basis of the hypothesis of their insignificance.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки