Экзистенция экологического сознания с точки зрения кантовских антиномий

Журнал «Кант» №3(28) 2018 [стр. 100]

Авторы: Валиуллина Зайнаб Рахимьяновна, кандидат философских наук, доцент, кафедра Этики, культурологии и связей с общественностью, Лукьянов Аркадий Викторович, доктор философских наук, профессор, кафедра Философии и политологии, Пушкарёва Марина Алексеевна, доктор философских наук, профессор, кафедра Этики, культурологии и связей с общественностью, Башкирский государственный университет, Уфа, Республика Башкортостан

Ключевые слова: экзистенция; экологическое сознание; антиномии Канта; чувство и разум; любовь как сущностная сила человека; абсолютное "Я".

В статье исследуется экзистенция экологического сознания с позиций кантовских антиномий, изложенных в сочинении "Критика чистого разума". Анализ экзистенции позволяет выявить новые контексты "трансцендентального субъекта", который выполняет не только гносеологическую функцию, регулирует процесс поиска "самоочевидных" основоположений и способствует созданию системы экологического сознания, но и делает эту систему экзистенциально открытой для творческого духа. Выявлены такие антиномии экологического сознания, как чувство, которое есть обнаружение "немощи в Я" и любовь, которая идентична разуму человека. Кроме того, экологическое сознание выступает, с одной стороны, как стремление к полной независимости от природы, а, с другой, – в мире экологического сознания, как любви человека к абсолютно нравственным ценностям, все совершается по законам природы. В работе любовь человека представлена не как трансцендентная, а как трансцендентальная сила. Такая любовь, как чистая экзистенция, сопряжена с абсолютным "Я", в котором самым тесным образом взаимодействуют разум и чувство, сознательное и бессознательное.

The еxistency of еcological сonsciousness from the point of view of Kantian antinomy

Authors: Valiullina Zaynab Rakhimyanovna, PhD of Philosophical science, Department of Ethics, Cultural Studies and Public Relations, Lukjanov Arkadiy Viktorovich, DSc of Philosophical science, Department of Philosophy and political science, Pushkareva Marina Alekseevna, DSc of Philosophical science, Department of Ethics, Cultural Studies and Public Relations, Bashkir State University, Ufa, Repablic of Bashkortostan

Keywords: existential; ecological consciousness; Kant's antinomies; feeling and reason; love as the essential power of man; the absolute "I".

The article explores the existence of ecological consciousness from the standpoint of the Kantian antinomy, set forth in the essay "Critique of Pure Reason". The analysis of the existence reveals new contexts of the "transcendental subject", which performs not only an epistemological function, regulates the process of searching for "self-evident" foundations and promotes the creation of a system of ecological consciousness, but also makes this system existentially open to the creative spirit. Such antinomy of ecological consciousness as a feeling that is the detection of "infirmity in the Self" and love that is identical to the mind of man is revealed. In addition, environmental consciousness acts on the one hand as a desire for complete independence from nature, and on the other hand, in the world of ecological consciousness, as a person's love for absolutely moral values, everything is done according to the laws of nature. In work, man's love is not presented as a transcendent, but as a transcendental force. Such love as pure existence is associated with the absolute "I", in which mind and feeling, conscious and unconscious, interact most closely.