«Сорок четыре одиночества» Игоря Касько
16 августа 2016
В преддверии выхода книги Игоря Касько «Сорок четыре одиночества» мы публикуем предисловие, написанное поэтом, прозаиком Анной Гедымин.
Каждая удавшаяся поэтическая книга – это одновременно исповедь, воспоминания поэта о детстве, о своих истоках, и попытка осознать себя нынешнего. В новом сборнике Игоря Касько, вобравшем стихи за последние три года, все эти «обязательные компоненты» представлены в полной мере. А глубина философского осмысления судьбы своего поколения, вообще судеб наших современников и страны в целом, тем более впечатляет. И это при том, что голос поэта подчеркнуто негромок, говорит он в мягкой, доверительной, совсем не трибунной манере, в основном используя традиционное поэтическое письмо, хотя при необходимости готов блеснуть и новаторской техникой. Однако – дело не в технике, ведь речь идет не о стихотворце-новичке, а о сложившемся поэте. Дело в узнаваемой интонации Игоря Касько, интонации нежной и грустной. А еще – в любви и боли, которые пронизывают эту книгу от первой до последней строчки.
Вначале было слово.
И слово было «мама».
И мама стала богом,
Каких на свете мало.
Так формулирует поэт свой «символ веры» (замечу в скобках, что маме и бабуле, которых уже нет на земле, посвящены самые щемящие, берущие за душу стихотворения книги). А вот – уже более конкретные, бережно воспроизводимые детали прошлого, сближающие автора с миллионами других сверстников:
Я родился в селе, в украинском раздолье.
Десять лет проучился в райцентровской школе.
Восемь лет прошагал под армейские марши,
Чётко зная, где враг и противник, где – наши.
………………………………………………….
В общем, всё, как у всех: чередой дни и ночи.
На песочных часах – времена одиночеств.
Попутно не могу не отметить еще одно важное умение Игоря Касько – он мастер бытовой детали, выразительной зарисовки. В сборнике достаточно много стихотворений о родном Ставропольском крае, городских и деревенских картин, написанных именно в этом жанре («Солнце – бешеный апельсин…», «Едет маршрутка по улице Ленина…», «Туман и дождь в бессменном патруле…», «Мой город, он – минипарижен…», «Скособоченной старухой…» и др.). Но, что характерно, ни в одном из этих произведений автор не снижает планку – не ограничивается просто описательством, пусть даже живым и запоминающимся. Картинка всегда дается ради чего-то, служит иллюстрацией для значительной мысли – о скоротечности жизни, о потерях, постигающих человека на его пути, о не иссякающей надежде…
Словом, герой этой книги – никак не отстраненный небожитель, взирающий на наш грешный мир с вершины горы, а человек из плоти и крови – живущий «не очень складно», ошибающийся, испытывающий боль одиночества, переживший «смерть страны, которой больше нет», совестливый и честный, уставший от бешеной гонки жизни, не молодой и не старый… Всё это так. Однако есть у этого героя главное: он – поэт. И потому ему есть, чего ждать и на что надеяться:
И ждёшь, простой сочинитель, –
Назло жестяной судьбе –
И веришь, что вновь Спаситель
Придёт
По воде
К тебе.
И, наконец, последнее, что я хотела бы сказать об этой книге: она очень точно и грамотно составлена, благодаря чему читается буквально на одном дыхании. От начальных стихотворений, пронизанных сомнениями и неверием в себя, автор постепенно приводит нас к мужественным и определенным произведениям финала, образующим что-то вроде жизнеутверждающей коды:
Моя небесная отчизна,
Не торопись меня вернуть… и т. д.
Поэт готов встретить положенные ему испытания и надеется на лучшее. А может быть, это вовсе не продуманный план, так получилось само, ведь стихи в сборнике построены по хронологическому принципу? Тогда – сама жизнь завершила очередной непростой этап, и нам остается только пожелать поэту Игорю Касько новых озарений, новых открытий и неожиданных поэтических свершений.