Через 120 дней заканчивается постройка ИНТЕГРАЛА
23 ноября 2015
В мае текущего года на совместном заседании Совета по межнациональным отношениям и Совета по русскому языку присутствующие сошлись во мнении, озвученном Президентом России В.В. Путиным: «Вопросы сохранения и развития русского, всех языков народов нашей страны имеют важнейшее значение для гармонизации межнациональных отношений, обеспечения гражданского единства, укрепления государственного суверенитета и целостности России». И действительно, около пяти месяцев русскому языку, казалось, ничего не грозило. Но вот уже в конце октября ситуация изменилась: в Госдуме представили доработанную концепцию преподавания русского языка и литературы в школе. И несмотря на то, что из планов реформы исчез термин «словесность» как название школьного предмета, а в программе продолжают фигурировать два отдельных предмета – русский язык и литература, и два отдельных ЕГЭ по ним, изучение русского языка предлагается вести на двух уровнях – базовом и профильном. Первый – позволит овладеть государственным языком для использования его в быту, второй – изучать профильный уровень (с пометкой «для избранных»). Основной вопрос: что подразумевается под «овладеть государственным языком на бытовом уровне»: определенный набор слов, фраз для выражения потребности в чем-либо… Как ни печально, но Год литературы планируется закрыть вместе с литературой, заключив богатство языка в готовых клише для оформления высказываний.
«Вспоминаются слова (кого?) о том, что…»
«По словам известного (кого?), …»
«Известный (кто?) … (считал, говорил, писал, утверждал…)» – бог весть, что он там делал.
«Обратимся к (кому? чему?) …», хотя главным здесь должен быть вопрос «зачем?».
«Можно привести высказывание известного (кого?) … о том, …» – ну а можно и не приводить, воспользовавшись формой для заполнения номер два.
«Своё мнение могу подтвердить словами …» – но могу ли? Если моя речь построена не мной, а склеена из заготовок, в которые необходимо лишь подставить не достающие интегралы. В романе «Мы» Е.И. Замятина об этом, конечно, есть: «Через 120 дней заканчивается постройка ИНТЕГРАЛА. Близок великий, исторический час…». Уже в другом контексте, но как верно!
И закончу я, пожалуй, воспользовавшись примерами интерпретации № 6 для аргументации:
«Вспоминаются слова литературного критика, публициста ХIХ века Н.А. Добролюбова, который с восхищением писал о том, что русский язык отличается «богатством и силой, свободой расположения и обилием форм».
Или, что подходит более всего:
«Литературный критик, публицист ХIХ века Н.А. Добролюбов удивлялся «богатству и силе» русского языка, «свободе расположения и обилию форм» в нём».
Слышите, Н.А. Добролюбов удивлялся… Удивлялся тому, что мы с легкостью упраздняем сегодня.