Исследование эволюции политики цифровой грамотности учителей в Китае
Журнал «KANT» №4(49) 2023 [стр. 405-411]
DOI: 10.24923/2222-243X.2023-49.73
Ключевые слова: образовательная политика; цифровая грамотность учителей; Китай; изменения в политике; информационные технологии; стандарты; цифровое общество.
Цель исследования – всесторонне проанализировать китайскую политику в области цифровой грамотности учителей (далее - ЦГУ), обобщить ее эволюцию и этапные характеристики, а также предложить более полную теорию политики для дальнейшего развития ЦГУ. Новизна исследования заключается в том, что впервые политика Китая в области ЦГУ проанализирована с позиций исторического институционализма, выявлены особенности этапов в разные исторические периоды. Исследование показало, что политику Китая в области ЦГУ можно разделить на три этапа: этап раннего поиска, ускоренного развития и углубленного развития. Эволюция политики в области ЦГУ Китая имеет следующие характеристики: политика фокусируется на этапе подготовки учителей после поступления на работу; движущей силой непрерывного развития ЦГУ является постоянная адаптация к прогрессу развития цифровой экономики и общества; конечной целью развития ЦГУ в Китае является развитие цифровой грамотности граждан и, в конечном счете, построение общества обучения на протяжении всей жизни.
1. Десятилетний план развития информатизации образования провинции Шэньси (2011-2020 годы)/ Департамент образования провинции Шэньси. [Электронный ресурс]. URL: https://sneits.nwu.edu.cn/__local/1/BE/A8/9953F5CB7977 976C98C111049DC_75B741CF_D8A0F.pdf?e=.pdf (дата обращения 08.2012)
2. Закон об образовании Китайской Народной Республики/Всекитайское собрание народных представителей. [Электронный ресурс]. URL: https://flk.npc.gov.cn/detail2.html?ZmY4MDgxODE3YWI yMmI4YTAxN2FiZDc3N2NkYzA1ZDg%3D (дата обращения 18.03.1995)
3. Мнения о реализации национального проекта по повышению квалификации учителей начальных и средних школ в области применения информационных технологий 2.0/ Министерство образования. [Электронный ресурс]. URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A10/s7034/201904/t20190402_376493.html (дата обращения 20.03.2019)
4. Мнения об активном развитии и применении онлайновых образовательных и воспитательных ресурсов в начальной и средней школе/ Министерство образования и еще пять ведомств. [Электронный ресурс]. URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A06/s3325/202102/t20210207_512888.html (дата обращения 20.01.2021)
5. Основные направления работы по повышению уровня цифровой грамотности и навыков для всех в 2022 году/ Офис Центральной комиссии по вопросам киберпространства. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cac.gov.cn/2022-03/02/c_1647826931080748.htm (дата обращения 02.03.2022)
6. Основные положения реформы учебных программ базового образования (пилотный проект)/ Министерство образования. [Электронный ресурс]. URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A26/jcj_kcjcgh/200106/t20010608_167343.html (дата обращения 08.06.2001)
7. Паспорт стратегии Цифровая трансформация образования / Министерство просвещения Российской Федерации. Опубликован: 15 июля 2021 [Электронный ресурс]. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/267a55edc9394c4fd7db31026f68f2dd/ (дата обращения: 15.12.2022).
8. Представитель Панг Лицзюань: содействие цифровой трансформации системы подготовки учителей в Китае/ Новости образования Китая. [Электронный ресурс]. URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1759425509228328580&wfr=spider&for=pc (дата обращения 04.03.2023)
9. Программа реформирования и развития образования в Китае/ Государственный Совет КНР. [Электронный ресурс]. URL: http://jyt.jiangxi.gov.cn/art/2005/12/13/art_30381_1480737.html (дата обращения 13.02.1993)
10. Программа экспериментальной работы по проекту "Современное дистанционное образование в сельских начальных и средних школах" 2003 г./ Министерство образования, Национальная комиссия по развитию и реформам, Министерство финансов. [Электронный ресурс]. URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A06/jcys_jyzb/200312/t20031225_82052.html (дата обращения 25.12.2003)
11. Решение о дальнейшем укреплении сельского образования/ Государственный Совет КНР. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.cn/zhengce/content/2008-03/28/content_5747.htm (дата обращения 17.09.2003)
12. Решение об углублении реформы образования и всестороннем содействии повышению качества образования/ Государственный Совет КНР. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gdjyw.com/jyfg/12/law_12_1582.htm (дата обращения 13.06.1999)
13. Стандарты курсов повышения квалификации по применению информационных технологий для учителей начальных и средних школ (пилотный проект)/ Министерство образования. [Электронный ресурс]. URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A10/s7034/201405/t20140519_170126.html (дата обращения 30.05.2014)
14. Уведомление о рекомендациях по выбору экспериментальных областей для Новых моделей преподавания и обучения, основанных на реформе преподавания и интеграции информационных технологий/ Министерство образования. [Электронный ресурс]. URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A06/s7053/201911/t20191107_407338.html (дата обращения 24.10.2019)
15. Цифровая грамотность для учителей/ Министерство образования. [Электронный ресурс]. URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A16/s3342/202302/W020230214594527529113.pdf (дата обращения 30.12.2022)
16. ISTE certification for educators/ ISTE. [Электронный ресурс]. URL: https://www.iste.org/professional-development/iste-certification. (дата обращения 02.03.2022)
17. John A Codd. The Construction and Deconstruction of Educational Policy Documents// Education Policy, – 1988. – (3). – С. 235-247.
18. OECD Reviews of Digital Transformation: Going Digital in Sweden/ OECD. [Электронный ресурс]. URL: http://dx.doi.org/10.1787/9789264302259-en (дата обращения 15.06.2018)
19. UK Digital Strategy/ Department for Digital, Culture, Media &Sport. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.uk/government/publications/uks-digital-strategy/uk-digital-strategy. (дата обращения 04.10.2022)
A study on the evolution of teacher's digital literacy policy in china
Keywords: education policy; digital literacy of teachers; China; policy change; information technology; standards; digital society