Протоапофатика в ранней греческой философии: "Неведомый Бог" * и два значения негативной теологии Гераклита
Журнал «KANT» №4(49) 2023 [стр. 197-201]
DOI: 10.24923/2222-243X.2023-49.35
Ключевые слова: протоапофатика; Гераклит; негативная теология; "непознаваемый бог"; античная теология; апофатика; античная философия.
Статья посвящена проблеме историко-философской реконструкции положений негативной теологии Гераклита. Обосновывается тезис о двух значениях апофатической теологии в воззрениях философа из Эфеса. Во-первых, это – критика религии, верований греков того времени. Второй смысл – интерпретация бога как «неведомого», «непознаваемого». Рассматривается теория Э. Нордена о «Неведомом Боге» («Ἄγνωστος Θεός») и показывается, что семантически второй смысл апофатической теологии связан с представлениями о непознаваемом божестве, при этом подчеркивается, что в позитивной теологии Гераклит практически не использует понятие «бога» («Θεός»). Различие в трактовках показывает, что негативная теология подразделяется на два вида и такое ее понимание в истории греческой философии впервые встречается именно в учении Гераклита.
1. Аванесов С.С. Термин «теология»: происхождение и значение / С.С. Аванесов // Вестник русской христианской гуманитарной академии. – 2020. – № 1. – С. 11-28.
2. Богомолов А.В., Светлов Р.В. Беседа с Ничто: апофатический дискурс в античной философии / А.В. Богомолов, Р.В. Светлов // Платоновские исследования. – 2021. – № 2. – С. 41-73.
3. Лебедев А.В. Логос Гераклита. Реконструкция мысли и слова / А.В. Лебедев. - СПб.: Наука, 2014. – 533 с.
4. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. / Плутарх. - М.: Наука, 1994. - Т. 1. – 702 с.
5. Светлов Р.В. Платонизм и происхождение «интеллектуализма» в понимании первоначала [Электронный ресурс]. URL: https://plato.spbu.ru/AKADEMIA/akademia1/02.htm (дата обращения: 09.11.2023).
6. Селезнев М.Г. Самоопределение Бога в Исх 3:14: «Я есмь Сущий» или «Я Тот, кто Я есть»? Экзегеза современных интерпретаторов и грамматика древних текстов / М.Г. Селезнев // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. – 2017. – № 4. – С. 162-186.
7. Селезнев М.Г. Проблема теологической мотивации переводческих решений Септуагинты: лингвистика и экзегеза: резюме дис…д-ра филол. наук / М.Г. Селезнев. – М., 2023. – 25 с.
8. Фрагменты ранних греческих философов / А.В. Лебедев – М.: Наука, 1989. – 577 с.
9. Armstrong A.H. The Architecture of the Intelligible Universe in the Philosophy of Plotinus: An Analytical and Historical Study / A.H. Armstrong. – Amsterdam: Adolf M. Hakkert. 1967. – 140 p.
10. Geldard R. Remembering Heraclitus. / R. Geldard. – New York: Lindisfarne Books. 2000. – 163 p.
11. Millsaps K.T. The Development of Apophatic Theology from the Pre-Socratics to the Early Christian Fathers. / K.T. Millsaps. – East Tennessee State University. 2006. – 105 p.
12. Norden E. Agnostos Theos: Untersuchungen zur Formengeschichte religiöser Rede. / E. Norden. – Leipzig, Berlin: B.G. Teubner. 1913. – 413 s.
Proto-apophatics in early Greek philosophy: "Unknown God" * and two meanings of the negative theology of Heraclitus
Keywords: proto-apophatics; Heraclitus; negative theology; "unknowable god"; ancient theology; apophatics; ancient philosophy.