Протоапофатика в ранней греческой философии: "Неведомый Бог" * и два значения негативной теологии Гераклита

Журнал «KANT» №4(49) 2023 [стр. 197-201]

DOI: 10.24923/2222-243X.2023-49.35

Авторы: Богомолов Алексей Владимирович, кандидат философских наук, доцент, кафедра философии и общественных наук, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (Мининский университет), Нижний Новгород

Ключевые слова: протоапофатика; Гераклит; негативная теология; "непознаваемый бог"; античная теология; апофатика; античная философия.

Цитировать: Богомолов А.В. Протоапофатика в ранней греческой философии: "Неведомый Бог" и два значения негативной теологии Гераклита // KANT. – 2023. – №4(49). – С. 197-201. EDN: LBMOAV. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-49.35

Статья посвящена проблеме историко-философской реконструкции положений негативной теологии Гераклита. Обосновывается тезис о двух значениях апофатической теологии в воззрениях философа из Эфеса. Во-первых, это – критика религии, верований греков того времени. Второй смысл – интерпретация бога как «неведомого», «непознаваемого». Рассматривается теория Э. Нордена о «Неведомом Боге» («Ἄγνωστος Θεός») и показывается, что семантически второй смысл апофатической теологии связан с представлениями о непознаваемом божестве, при этом подчеркивается, что в позитивной теологии Гераклит практически не использует понятие «бога» («Θεός»). Различие в трактовках показывает, что негативная теология подразделяется на два вида и такое ее понимание в истории греческой философии впервые встречается именно в учении Гераклита.

скачать

Литература:
1. Аванесов С.С. Термин «теология»: происхождение и значение / С.С. Аванесов // Вестник русской христианской гуманитарной академии. – 2020. – № 1. – С. 11-28.
2. Богомолов А.В., Светлов Р.В. Беседа с Ничто: апофатический дискурс в античной философии / А.В. Богомолов, Р.В. Светлов // Платоновские исследования. – 2021. – № 2. – С. 41-73.
3. Лебедев А.В. Логос Гераклита. Реконструкция мысли и слова / А.В. Лебедев. - СПб.: Наука, 2014. – 533 с.
4. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. / Плутарх. - М.: Наука, 1994. - Т. 1. – 702 с.
5. Светлов Р.В. Платонизм и происхождение «интеллектуализма» в понимании первоначала [Электронный ресурс]. URL: https://plato.spbu.ru/AKADEMIA/akademia1/02.htm (дата обращения: 09.11.2023).
6. Селезнев М.Г. Самоопределение Бога в Исх 3:14: «Я есмь Сущий» или «Я Тот, кто Я есть»? Экзегеза современных интерпретаторов и грамматика древних текстов / М.Г. Селезнев // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. – 2017. – № 4. – С. 162-186.
7. Селезнев М.Г. Проблема теологической мотивации переводческих решений Септуагинты: лингвистика и экзегеза: резюме дис…д-ра филол. наук / М.Г. Селезнев. – М., 2023. – 25 с.
8. Фрагменты ранних греческих философов / А.В. Лебедев – М.: Наука, 1989. – 577 с.
9. Armstrong A.H. The Architecture of the Intelligible Universe in the Philosophy of Plotinus: An Analytical and Historical Study / A.H. Armstrong. – Amsterdam: Adolf M. Hakkert. 1967. – 140 p.
10.    Geldard R. Remembering Heraclitus. / R.    Geldard. – New York: Lindisfarne Books. 2000. – 163 p.
11. Millsaps K.T. The Development of Apophatic Theology from the Pre-Socratics to the Early Christian Fathers. / K.T. Millsaps. – East Tennessee State University. 2006. – 105 p.
12. Norden E. Agnostos Theos: Untersuchungen zur Formengeschichte religiöser Rede. / E. Norden. – Leipzig, Berlin: B.G. Teubner. 1913. – 413 s.

Proto-apophatics in early Greek philosophy: "Unknown God" * and two meanings of the negative theology of Heraclitus

Authors: Bogomolov Aleksey Vladimirovich, PhD Philosophical Science, Associate Professor, Department of Philosophy and Social Sciences, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod

Keywords: proto-apophatics; Heraclitus; negative theology; "unknowable god"; ancient theology; apophatics; ancient philosophy.

The article is devoted to the problem of historical and philosophical reconstruction of the provisions of the negative theology of Heraclitus. The thesis about two meanings of apophatic theology in the views of the philosopher from Ephesus is substantiated. Firstly, it is a criticism of religion, the beliefs of the Greeks of that time. The second meaning is the interpretation of God as "unknown", "unknowable". The theory of E. Norden about the "Unknown God" ("Ἄγνωστος Θεός") is considered and it is shown that semantically the second meaning of apophatic theology is connected with the ideas of an unknowable deity, while it is emphasized that in positive theology Heraclitus practically does not use the concept of "god" ("Θεός"). The difference in interpretations shows that negative theology is divided into two types and such an understanding of it in the history of Greek philosophy is found for the first time in the teaching of Heraclitus.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки