Подходы к определению понятия "цифровое доверие" *
Журнал «KANT» №4(49) 2023 [стр. 63-69]
DOI: 10.24923/2222-243X.2023-49.12
Ключевые слова: доверие; цифровое доверие; социальный конструкт; компоненты доверия; предметные области исследования.
Цель исследования – формирование подходов к определению понятия "цифровое доверие" на основе систематизации релевантной информации. В настоящее время процессы цифровой трансформации, внедрения цифровых инструментов, платформ и технологий охватывают все сферы жизни. Однако реализации целей и задач цифровой трансформации препятствуют не только отмечаемые специалистами неготовность пользователей к цифровым технологиям, низкий уровень цифровых компетенций и цифровой грамотности, но и серьезные опасения всех участников процессов цифровой трансформации, связанные с потерей конфиденциальности, безопасностью, качеством цифрового взаимодействия и его результатов. По этой причине анализ степени доверия людей к цифровым технологиям устройствам, услугам и организациям, обеспечивающим все это, становится все более важным на настоящем этапе. Научная проблема состоит в необходимости операционализации конструкта "цифровое доверие" и разработке подходов к оценке уровня цифрового доверия. В данной статье представлены результаты исследования существующих подходов к определению понятия "цифровое доверие" на основе анализа и систематизации релевантной информации, а также представлена авторская точка зрения на конструирование и операционализацию понятия "цифровое доверие".
* При поддержке: Исследование выполнено в рамках инициативной НИР СЗИУ РАНХиГС при Президенте РФ, номер в системе ЕГИСУ НИОКТР 122112900066-6.
1. Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357927/?ysclid=lp8ovaugz6395471930 (дата обращения 12.11.2023).
2. Приказ Минэкономразвития от 13.02.2020 г. №64 "Об утверждении методики расчёта показателя федерального проекта "Кадры для цифровой экономики" Национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации"" [Электронный ресурс]. URL: https://www.gks.ru/metod/fed-proekt/MET110303.pdf (дата обращения 12.11.2023).
3. Алёшин С.В. Доверие как социально-философская категория // Научная мысль Кавказа. – 2010. – № 3(63). – С. 35-40.
4. Ахмаммуш Ф. Стратегия информационной безопасности телекоммуникационных систем Марокко // Информационные технологии и телекоммуникации. – 2013. – Т. 1. – № 4. – С. 34-40.
5. Белянин А.В., Зинченко В.П. Доверие в экономике и общественной жизни – М.: Либеральная миссия, 2010. – 164 с.
6. Важенин С.Г., Сухих В.В. Архитектура доверия в экономике // Журнал экономической теории. – 2010. – № 3. – С. 22-34.
7. Веселов Ю.В., Скворцов Н.Г. Доверие в эпоху цифровых трансформаций: опыт социологического исследования // Социологические исследования. – 2021. – № 6. – С. 57-68.
8. Глушко И.В. Социальное доверие: проблема измерения и экономической оценки // Грамота. – 2014. – № 7 (45): в 2-х ч. Ч. II. – C. 60-63.
9. Горбач Л.А., Клименко Т.И., Зимина И.В. Цифровое доверие как фактор цифровой трансформации экономической системы // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2021. – № 3 (63). – С. 13-20.
10. Жилина Ю.В. Доверие в экономике // Экономические и социальные проблемы России. – 2008. – № 1. – С. 85-121.
11. Зиммель Г. Избранное. Проблемы социологии / сост. С.Я. Левит. – 2-е изд. – М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2017. – 416 с.
12. Кожевников Д. Е., Королев А. С. Цифровое доверие как основа процесса цифровой трансформации предприятия и экономики // Инжиниринг предприятий и управление знаниями (ИП&УЗ-2018): сб. науч. тр. XXI Российской научной конференции. В 2-х томах. (РЭА, Москва, 26-28 апреля 2018 года) / под науч. ред. Ю.Ф. Тельнова. – Том 1. – М., 2018. – С. 43-48.
13. Нурмухаметов Р.К., Торин С.С. Цифровое доверие (digital trust): сущность и меры по его повышению // Известия ТГУ. Экономические и юридические науки. – 2020. – № 1. – С. 32-39.
14. Осипов Ю.М., Юдина Т.Н., Купчишина Е.В. "Искусственный интеллект", большие данные как институты экономики нового технологического поколения // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. – 2020. – № 4. – С. 27-46.
15. Тамбовцев В.Л. Категория доверия в исследованиях менеджмента // Российский журнал менеджмента. – 2018. – № 16 (4). – С. 577-600.
16. Ходжсон Дж. Экономическая теория и институты: Манифест современной институциональной экономической теории / пер. с англ. М.Я. Каждана; АНХ при Правительстве РФ. – М.: Дело, 2003. – 464 с.
17. Шо Р. Б. Ключи к доверию в организации: Результативность. Порядочность. Проявление заботы / пер. с англ. [Н. Н. Шахирев, Т. А. Нестик]; АНХ при Правительстве РФ. – М.: Дело, 2000. – 271 с.
18. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. – М.: Прогресс, 1996. – 340 с.
19. Algan Yann and Cahuc Pierre, Trust Growth and Well-Being: New Evidence and Policy Implications // Aghion, Philippe, Durlauf, Steven N. Handbook of Economic Growth. – Elsevier Science, 2014. – Р.49-120.
20. Bachmann R. Handbook of trust research / R. Bachmann, A. Zaheer. – Cheltenham; Northampton: Edward Elgar Publishing, 2006. – 246 р.
21. Brenkert G.G. Trust, business, and business ethics: An introduction. // Business Ethics Quarterly. – 1998. – №8 (2). – Р. 195-203.
22. Castaldo S. (2003). Trust Variety: Conceptual Nature, Dimensions and Typologies. // IMP-2003. Conference Lugano, Switzerland, 4-6 September. [Электронный ресурс]. URL: https://docplayer.net/2219989-Trust-variety-conceptual-nature-dimensions-and-typologies.html (дата обращения 12.11.2023).
23. Castaldo S., Premazzi K., Zerbini F. The meaning(s) of trust: A content analysis on the diverse conceptualizations of trust in scholarly research on business relationships. // Journal of Business Ethics. – 2010. – № 96 (4). – Р. 657-668.
24. Coleman J. Foundations of Social Theory. / James S. Coleman. – Cambridge (Mass.); London: Belknap press of Harvard univ. press, 1990. – 993 р.
25. Computer Security, Privacy, and Politics: Current Issues, Challenges, and Solutions. – Hershey: IRM Press, 2008. – 342 р.
26. Digital Intelligence Index [Электронный ресурс]. URL: https://sites.tufts.edu/digitalplanet/files/2020/03/Digital_Planet_2017_FINAL.pdf (дата обращения 12.11.2023).
27. Dirks K.T., Ferrin D.L. The role of trust in organizational settings // Organization Science. – 2001. – № 12 (4). – Р. 393-521.
28. Fukuyama F. Trust: The Social Virtues and the Creation of Prosperity. – London: Hamish Hamilton, 1995. – 457 р.
29. G20 Ministerial Statement on Trade and Digital Economy. [Электронный ресурс].URL:https://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2019/june/tradoc_157920.pdf (дата обращения 12.11.2023).
30. Gambetta D. The Sicilian Mafia: The Business of Private Protection. – Cambridge, MA: Harvard University Press, 1996. – 335 р.
31. Mas-Machuca M., Marimon F., Jaca C. The unexplored potential of trust to boost customer for transport platforms // Research in Transportation Business and Management. – 2021. – Vol. 41. – Р. 100618.
32. Mayer P.C., Davis J.H., Schoorman F.D. An Integrative Model of Organizational Trust // The Academy of Management Review. – 1995. – Vol. 20. – № 3. – P. 709-734.
33. Pietrzak P., Takala J. Digital trust – asystematic literature review // Forum Scientiae Oeconomia, 30 September. – 2021. – Vol. 9. – № 3. – P. 59-71.
34. Weckert J. Trust in Cyberspace // Cavalier R. J. (ed.). The Impact of the Internet on Our Moral Lives. – Albany: University of New York Press, 2005. – 352 р.
35. Yan Z., Holtmanns, S. Trust modeling and management: From social trust to digital trust. // Computer Security, Privacy and Politics: Current Issues, Challenges and Solutions. – 2008. – Р. 290-323.
Approaches to defining the concept of "digital trust" *
Keywords: trust; digital trust; social construct; components of trust; subject areas of research.
* With the support of: The study was carried out within the framework of the initiative research of the RANEPA Research Institute under the President of the Russian Federation, the number in the USISU R&D system is 122112900066-6.