Подходы к определению понятия "цифровое доверие" *

Журнал «KANT» №4(49) 2023 [стр. 63-69]

DOI: 10.24923/2222-243X.2023-49.12

Авторы: Кузнецова Екатерина Игоревна, кандидат политических наук, доцент, Северо-Западный институт управления, Тулупьева Татьяна Валентиновна, кандидат психологических наук, доцент, Северо-Западный институт управления , Усачева Екатерина Александровна, кандидат экономических наук, доцент, Северо-Западный институт управления, Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Санкт-Петербург

Ключевые слова: доверие; цифровое доверие; социальный конструкт; компоненты доверия; предметные области исследования.

Цитировать: Кузнецова Е.И., Тулупьева Т.В., Усачева Е.А. Подходы к определению понятия "цифровое доверие" // KANT. – 2023. – №4(49). – С. 63-69. EDN: ESHLLW. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-49.12

Цель исследования – формирование подходов к определению понятия "цифровое доверие" на основе систематизации релевантной информации. В настоящее время процессы цифровой трансформации, внедрения цифровых инструментов, платформ и технологий охватывают все сферы жизни. Однако реализации целей и задач цифровой трансформации препятствуют не только отмечаемые специалистами неготовность пользователей к цифровым технологиям, низкий уровень цифровых компетенций и цифровой грамотности, но и серьезные опасения всех участников процессов цифровой трансформации, связанные с потерей конфиденциальности, безопасностью, качеством цифрового взаимодействия и его результатов. По этой причине анализ степени доверия людей к цифровым технологиям устройствам, услугам и организациям, обеспечивающим все это, становится все более важным на настоящем этапе. Научная проблема состоит в необходимости операционализации конструкта "цифровое доверие" и разработке подходов к оценке уровня цифрового доверия. В данной статье представлены результаты исследования существующих подходов к определению понятия "цифровое доверие" на основе анализа и систематизации релевантной информации, а также представлена авторская точка зрения на конструирование и операционализацию понятия "цифровое доверие".

* При поддержке: Исследование выполнено в рамках инициативной НИР СЗИУ РАНХиГС при Президенте РФ, номер в системе ЕГИСУ НИОКТР 122112900066-6.

скачать

Литература:
1. Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357927/?ysclid=lp8ovaugz6395471930 (дата обращения 12.11.2023).
2. Приказ Минэкономразвития от 13.02.2020 г. №64 "Об утверждении методики расчёта показателя федерального проекта "Кадры для цифровой экономики" Национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации"" [Электронный ресурс]. URL: https://www.gks.ru/metod/fed-proekt/MET110303.pdf (дата обращения 12.11.2023).
3. Алёшин С.В. Доверие как социально-философская категория // Научная мысль Кавказа. – 2010. – № 3(63). – С. 35-40.
4. Ахмаммуш Ф. Стратегия информационной безопасности телекоммуникационных систем Марокко // Информационные технологии и телекоммуникации. – 2013. – Т. 1. – № 4. – С. 34-40.
5. Белянин А.В., Зинченко В.П. Доверие в экономике и общественной жизни – М.: Либеральная миссия, 2010. – 164 с.
6. Важенин С.Г., Сухих В.В. Архитектура доверия в экономике // Журнал экономической теории. – 2010. – № 3. – С. 22-34.
7. Веселов Ю.В., Скворцов Н.Г. Доверие в эпоху цифровых трансформаций: опыт социологического исследования // Социологические исследования. – 2021. – № 6. – С. 57-68.
8. Глушко И.В. Социальное доверие: проблема измерения и экономической оценки // Грамота. – 2014. – № 7 (45): в 2-х ч. Ч. II. – C. 60-63.
9. Горбач Л.А., Клименко Т.И., Зимина И.В. Цифровое доверие как фактор цифровой трансформации экономической системы // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2021. – № 3 (63). – С. 13-20.
10. Жилина Ю.В. Доверие в экономике // Экономические и социальные проблемы России. – 2008. – № 1. – С. 85-121.
11. Зиммель Г. Избранное. Проблемы социологии / сост. С.Я. Левит. – 2-е изд. – М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2017. – 416 с.
12. Кожевников Д. Е., Королев А. С. Цифровое доверие как основа процесса цифровой трансформации предприятия и экономики // Инжиниринг предприятий и управление знаниями (ИП&УЗ-2018): сб. науч. тр. XXI Российской научной конференции. В 2-х томах. (РЭА, Москва, 26-28 апреля 2018 года) / под науч. ред. Ю.Ф. Тельнова. – Том 1. – М., 2018. – С. 43-48.
13. Нурмухаметов Р.К., Торин С.С. Цифровое доверие (digital trust): сущность и меры по его повышению // Известия ТГУ. Экономические и юридические науки. – 2020. – № 1. – С. 32-39.
14. Осипов Ю.М., Юдина Т.Н., Купчишина Е.В. "Искусственный интеллект", большие данные как институты экономики нового технологического поколения // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. – 2020. – № 4. – С. 27-46.
15. Тамбовцев В.Л. Категория доверия в исследованиях менеджмента // Российский журнал менеджмента. – 2018. – № 16 (4). – С. 577-600.
16. Ходжсон Дж. Экономическая теория и институты: Манифест современной институциональной экономической теории / пер. с англ. М.Я. Каждана; АНХ при Правительстве РФ. – М.: Дело, 2003. – 464 с.
17.  Шо Р. Б. Ключи к доверию в организации: Результативность. Порядочность. Проявление заботы / пер. с англ. [Н. Н. Шахирев, Т. А. Нестик]; АНХ при Правительстве РФ. – М.: Дело, 2000. – 271 с.
18. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. – М.: Прогресс, 1996. – 340 с.
19. Algan Yann and Cahuc Pierre, Trust Growth and Well-Being: New Evidence and Policy Implications // Aghion, Philippe, Durlauf, Steven N. Handbook of Economic Growth. – Elsevier Science, 2014. – Р.49-120.
20. Bachmann R. Handbook of trust research / R. Bachmann, A. Zaheer. – Cheltenham; Northampton: Edward Elgar Publishing, 2006. – 246 р.
21. Brenkert G.G. Trust, business, and business ethics: An introduction. // Business Ethics Quarterly. – 1998. – №8 (2). – Р. 195-203.
22. Castaldo S. (2003). Trust Variety: Conceptual Nature, Dimensions and Typologies. // IMP-2003. Conference Lugano, Switzerland, 4-6 September. [Электронный ресурс]. URL: https://docplayer.net/2219989-Trust-variety-conceptual-nature-dimensions-and-typologies.html (дата обращения 12.11.2023).
23. Castaldo S., Premazzi K., Zerbini F. The meaning(s) of trust: A content analysis on the diverse conceptualizations of trust in scholarly research on business relationships. // Journal of Business Ethics. – 2010. – № 96 (4). – Р. 657-668.
24. Coleman J. Foundations of Social Theory. / James S. Coleman. – Cambridge (Mass.); London: Belknap press of Harvard univ. press, 1990. – 993 р.
25. Computer Security, Privacy, and Politics: Current Issues, Challenges, and Solutions. – Hershey: IRM Press, 2008. – 342 р.
26. Digital Intelligence Index [Электронный ресурс]. URL: https://sites.tufts.edu/digitalplanet/files/2020/03/Digital_Planet_2017_FINAL.pdf (дата обращения 12.11.2023).
27. Dirks K.T., Ferrin D.L. The role of trust in organizational settings // Organization Science. – 2001. – № 12 (4). – Р. 393-521.
28. Fukuyama F. Trust: The Social Virtues and the Creation of Prosperity. – London: Hamish Hamilton, 1995. – 457 р.
29. G20 Ministerial Statement on Trade and Digital Economy. [Электронный ресурс].URL:https://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2019/june/tradoc_157920.pdf (дата обращения 12.11.2023).
30. Gambetta D. The Sicilian Mafia: The Business of Private Protection. – Cambridge, MA: Harvard University Press, 1996. – 335 р.
31. Mas-Machuca M., Marimon F., Jaca C. The unexplored potential of trust to boost customer for transport platforms // Research in Transportation Business and Management. – 2021. – Vol. 41. – Р. 100618.
32. Mayer P.C., Davis J.H., Schoorman F.D. An Integrative Model of Organizational Trust // The Academy of Management Review. – 1995. – Vol. 20. – № 3. – P. 709-734.
33. Pietrzak P., Takala J. Digital trust – asystematic literature review // Forum Scientiae Oeconomia, 30 September. – 2021. – Vol. 9. – № 3. – P. 59-71.
34. Weckert J. Trust in Cyberspace // Cavalier R. J. (ed.). The Impact of the Internet on Our Moral Lives. – Albany: University of New York Press, 2005. – 352 р.
35. Yan Z., Holtmanns, S. Trust modeling and management: From social trust to digital trust. // Computer Security, Privacy and Politics: Current Issues, Challenges and Solutions. – 2008. – Р. 290-323.

Approaches to defining the concept of "digital trust" *

Authors: Kuznetsova Ekaterina Igorevna, PhD of Political sciences, Associate Professor, Northwestern Institute of Management, Tulupyeva Tatiana Valentinovna, PhD of Psychological sciences, Associate Professor, Northwestern Institute of Management, Usacheva Ekaterina Aleksandrovna, PhD of Economics, Associate Professor, Northwestern Institute of Management, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, St. Petersburg

Keywords: trust; digital trust; social construct; components of trust; subject areas of research.

The purpose of the study is to develop approaches to defining the concept of "digital trust" based on systematization of relevant information. Currently, the processes of digital transformation, the introduction of digital tools, platforms and technologies cover all spheres of life. However, the implementation of the goals and objectives of digital transformation is hindered not only by the unavailability of users to digital technologies, the low level of digital competencies and digital literacy noted by experts, but also by serious concerns of all participants in the digital transformation processes related to the loss of confidentiality, security, quality of digital interaction and its results. For this reason, the analysis of the degree of people's trust in digital technologies, devices, services and organizations that provide all this is becoming increasingly important at this stage. The scientific problem is the need to operationalize the construct "digital trust" and develop approaches to assessing the level of digital trust. This article presents the results of a study of existing approaches to defining the concept of "digital trust" based on the analysis and systematization of relevant information, and also presents the author's point of view on the construction and operationalization of the concept of "digital trust".

* With the support of: The study was carried out within the framework of the initiative research of the RANEPA Research Institute under the President of the Russian Federation, the number in the USISU R&D system is 122112900066-6.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки