Образовательная среда как фактор познавательной активности

Журнал «KANT» №2(47) 2023 [стр. 433-437]

DOI: 10.24923/2222-243X.2023-47.76

Авторы: Юрченко Дина Викторовна, аспирант, Северо-Кавказский социальный институт, Ставрополь

Ключевые слова: среда; образовательная среда; познавательная активность; школьный возраст; компоненты образовательной среды; характеристики образовательной среды.

Цитировать: Юрченко Д.В. Образовательная среда как фактор познавательной активности // KANT. – 2023. – №2(47). – С. 433-437. EDN: ZRKFEK. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-47.76

Цель исследования – изучить образовательную среду как фактор познавательной активности учащихся средней школы. В статье рассмотрены особенности образовательной среды учебного учреждения как фактора познавательной активности учащихся. Образовательная среда как комплекс педагогических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность субъектов педагогического процесса, оказывает непосредственное воздействие на психологическое состояние учащегося, на успешность его учебной деятельности, социальное и личностное развитие. По результатам исследования выявлено, что образовательная среда учебного учреждения состоит из следующих компонентов: пространственно-семантического, содержательно-методического компонентов, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, коммуникационно-организационного компонента. Основными характеристиками образовательной среды является модальность, широта, интенсивность, степень осознаваемости, обобщенность, эмоциональность, изменчивость.

скачать

Литература:
1. Винникова Е.В. Теоретические подходы к определению социокультурной среды как социального феномена // ИСОМ. – 2018. – №6-1. – С. 84-89.
2. Крылова Н.Б. Культурология образования. – М.: Народное образование, 2000. – 272 с.
3. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / под ред. А. А. Бодалева. –  М. : Модэк МПСИ, 2004. –  158 c.
4. Педагогический терминологический словарь. – СПб: Российская национальная библиотека. – 2006 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rus-pedagogical-dict.slovaronline.com/ (дата обращения: 24.02.2023).
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. –  СПб. : Питер, 2005. –  738 с.
6. Саенко Л.А., Соломатина Г.Н. Сущность и структура воспитательного пространства // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. –  2020. –  № 5(80). –  С. 212-219.
7. Саенко Л.А., Соломатина Г. Н. Развитие аналитических умений у обучающихся на разных возрастных этапах в процессе экспериментирования // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2022. – № 4(91). – С. 260-265.
8. Саенко Л.А., Соломатина Г.Н. Аналитические умения студентов: сущностные характеристики, уровни развития, факторы влияния // Научно-педагогическое обозрение. – 2021. – № 4(38). – С. 68-75.
9. Соломатина Г.Н. Адаптивная образовательная среда для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья // Специальное и инклюзивное образование: материалы Международной научно-практической конференции, Ярославль, 03-04 марта 2021 года. – Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2021. – С. 40-44.
10. Тарасов С.В. Образовательная среда: понятие, структура, типология // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. –  2011. –  №3. – С. 133-138.
11. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2003. –  519 с.
12. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. – 368 с.

Educational environment as a factor of cognitive activity

Authors: Yurchenko Dina Viktorovna, Postgraduate student, North-Caucasus Social Institute, Stavropol

Keywords: environment; educational environment; cognitive activity; school age; components of the educational environment; characteristics of the educational environment.

The purpose of the study is to study the educational environment as a factor in the cognitive activity of secondary school students. The article considers the features of the educational environment of the educational institution as a factor in the cognitive activity of students. The educational environment as a complex of pedagogical conditions in which the educational activities of the subjects of the pedagogical process are carried out has a direct impact on the psychological state of the student, on the success of his educational activities, social and personal development. According to the results of the study, it was revealed that the educational environment of the educational institution consists of the following components: spatial-semantic, content-methodological components, forms and methods of organizing the educational process, communication-organizational component. The main characteristics of the educational environment are modality, latitude, intensity, degree of awareness, generalizability, emotionality, variability.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки