Образовательная среда как фактор познавательной активности
Журнал «KANT» №2(47) 2023 [стр. 433-437]
DOI: 10.24923/2222-243X.2023-47.76
Ключевые слова: среда; образовательная среда; познавательная активность; школьный возраст; компоненты образовательной среды; характеристики образовательной среды.
Цель исследования – изучить образовательную среду как фактор познавательной активности учащихся средней школы. В статье рассмотрены особенности образовательной среды учебного учреждения как фактора познавательной активности учащихся. Образовательная среда как комплекс педагогических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность субъектов педагогического процесса, оказывает непосредственное воздействие на психологическое состояние учащегося, на успешность его учебной деятельности, социальное и личностное развитие. По результатам исследования выявлено, что образовательная среда учебного учреждения состоит из следующих компонентов: пространственно-семантического, содержательно-методического компонентов, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, коммуникационно-организационного компонента. Основными характеристиками образовательной среды является модальность, широта, интенсивность, степень осознаваемости, обобщенность, эмоциональность, изменчивость.
1. Винникова Е.В. Теоретические подходы к определению социокультурной среды как социального феномена // ИСОМ. – 2018. – №6-1. – С. 84-89.
2. Крылова Н.Б. Культурология образования. – М.: Народное образование, 2000. – 272 с.
3. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / под ред. А. А. Бодалева. – М. : Модэк МПСИ, 2004. – 158 c.
4. Педагогический терминологический словарь. – СПб: Российская национальная библиотека. – 2006 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rus-pedagogical-dict.slovaronline.com/ (дата обращения: 24.02.2023).
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб. : Питер, 2005. – 738 с.
6. Саенко Л.А., Соломатина Г.Н. Сущность и структура воспитательного пространства // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2020. – № 5(80). – С. 212-219.
7. Саенко Л.А., Соломатина Г. Н. Развитие аналитических умений у обучающихся на разных возрастных этапах в процессе экспериментирования // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2022. – № 4(91). – С. 260-265.
8. Саенко Л.А., Соломатина Г.Н. Аналитические умения студентов: сущностные характеристики, уровни развития, факторы влияния // Научно-педагогическое обозрение. – 2021. – № 4(38). – С. 68-75.
9. Соломатина Г.Н. Адаптивная образовательная среда для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья // Специальное и инклюзивное образование: материалы Международной научно-практической конференции, Ярославль, 03-04 марта 2021 года. – Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2021. – С. 40-44.
10. Тарасов С.В. Образовательная среда: понятие, структура, типология // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2011. – №3. – С. 133-138.
11. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2003. – 519 с.
12. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. – 368 с.
Educational environment as a factor of cognitive activity
Keywords: environment; educational environment; cognitive activity; school age; components of the educational environment; characteristics of the educational environment.