Моделирование лабораторных занятий по музыкально-инструментальной подготовке студентов педагогического вуза в контексте теории художественного интонирования на фортепиано

Журнал «KANT» №2(47) 2023 [стр. 335-345]

DOI: 10.24923/2222-243X.2023-47.59

Авторы: Маряч Анастасия Юрьевна, старший преподаватель, Педагогический институт им. В.Г. Белинского, Пензенский государственный университет, Пенза

Ключевые слова: музыкально-инструментальная подготовка; лабораторные занятия; процессуальная модель, культура художественного интонирования на фортепиано; интонационно-смысловой (содержательный) анализ; фортепианная музыка для детей С. П. Баневича.

Цитировать: Маряч А. Ю. Моделирование лабораторных занятий по музыкально-инструментальной подготовке студентов педагогического вуза в контексте теории художественного интонирования на фортепиано // KANT. – 2023. – №2(47). – С. 335-345. EDN: SSQNXC. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-47.59

Цель исследования – разработка процессуальной модели лабораторных занятий по музыкально-инструментальной подготовке студентов педвуза. Содержание музыкально-инструментальной подготовки рассмотрено в контексте теории художественного интонирования на фортепиано: представлены основные направления научных знаний в данной области знаний, процесс моделирования лабораторных занятий по музыкально-инструментальной подготовке основывается на приобретении обучающимися опыта применения интонационно-смыслового (содержательного) анализа. Научная новизна исследования: сформулированы организационно-педагогические условия успешного функционирования процессуальной модели лабораторных занятий по музыкально-инструментальной подготовке студентов педвуза. В результате доказано, что предлагаемая автором модель способствует повышению уровня профессиональной компетентности в области культуры фортепианного интонирования у студентов педвуза, будущих учителей музыки.

скачать

Литература:
1. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс / Б.В. Асафьев (Игорь Глебов). – Ленинград: Музгиз, 1963. – Кн.1-2. – 378 с.
2. Баневич С.П. Петербургские страницы: пьесы для фортепиано / С.П. Баневич. – СПб.: Композитор"Санкт-Петербург, 2003. – 16 с.
3. Корноухов М.Д. Интерпретационная культура как индикатор профессиональной компетенции учащегося-музыканта / М.Д. Корноухов // Вестник Новгородского государственного университета. –  2011. – № 64. – С. 42-45.
4. Королева И.А. Модернизация музыкально-инструментальной подготовки бакалавров по направлению 44.03.01 Педагогическое образование с профилем "Музыка" / И.А. Королева, Н.В. Корчагина, И.Н. Сергиенко // Музыкальное искусство и образование. –  2022. –  №4. – С. 134-137.
5. Корыхалова Н.П. За вторым роялем: работа над музыкальным произведением в фортепианном классе / Н.П. Корыхалова. – СПб: Композитор, 2006. – 550 с.
6. Либерман Е.Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом / Е.Я. Либерман. – М.: Музыка, 1988. – 236 с.
7. Малинковская А.В. Искусство фортепианного интонирования: учеб. для вузов / А.В. Малинковская. – М.: Юрайт, 2018. – 323 с.
8. Малинковская А.В. О некоторых универсалиях педагогической мысли в области фортепианного исполнительства /А.В. Малинковская // Музыкальное искусство и образование. – 2022. – Т. 10. – № 2. – С. 9-28.
9. Малинковская А.В. Теория фортепианного интонирования – всегда была, все ещё впереди /А.В. Малинковская // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. – 2012. – № 3 (19). – С. 114-119.
10. Маряч А.Ю. Применение метода интонационно-смыслового (содержательного) анализа в контексте теории художественного интонирования на фортепиано в процессе музыкально-инструментальной подготовки студентов педвуза / А.Ю. Маряч, Т.А. Шипилкина // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2023. – Т. 8. – № 4. – С. 419-428.
11. Медушевский В.В. Интонационно-фабульная природа музыкальной формы: дис. … д-ра искусствоведения. – М., 1981. – 380 с.
12. Мильштейн Я.И. Константин Николаевич Игумнов / Я.И. Мильштейн. – М.: Музыка, 1975. – 471 с.
13. Минаев Е.А. Музыкально-информационное поле в эволюционных процессах искусства: дис. … д-ра искусствоведения: 17.00.02 / Е.А. Минаев. – М., 2000. – 475 с.
14. Михайлов М.К. Стиль в музыке / М.К. Михайлов. –  Л.: Музыка, 1981. – 262 с.
15. Мухина В.С. Интонирование как феномен культуры: на пересечении внеш. исторически складывающихся реалий / В.С. Мухина // Развитие личности. – 2017. № 3. – С. 44-77.
16. Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке / Е.В. Назайкинский. – М.: Владос, 2003. – 248 с.
17. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога / Г.Г. Нейгауз. –  4-е изд. – М.: Музыка, 1982. – 300 с.
18. Тараева Г.Р. К теории музыкальной семантики: значение, смысл, символ / Г.Р. Тараева // Культурная жизнь Юга России. – 2012. – №1. – С. 7-10.
19. Теория и методика обучения игре на фортепиано / под общ. ред. А. Г. Каузовой, А. И. Николаевой. – М.: Владос, 2001. – 366 с.
20. Торопова А.В. Интонирующая природа психики: музыкально-психологическая антропология: монография. – М.: МПГУ, 2018. – 336 с.
21. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство / С.Е. Фейнберг. – 6-е изд. – СПб.: Лань, 2021. –  560 с.
22. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства / В.Н. Холопова. – 4-е изд. – СПб.: Лань, 2014. – 319 с.
23. Цыпин Г.М. Музыкальное исполнительство. Исполнитель и техника: учебник для вузов / Г.М. Цыпин. – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2021. – 193 с.
24. Шаймухаметова Л.Н. Семантические процессы в музыкальной теме: дисс. в форме научного доклада … д-ра искусствоведения. – Ростов-на-Дону, 2000. – 44 с.

Modeling of laboratory classes on musical and instrumental training of pedagogical university students in the context of the theory of artistic intonation on the piano

Authors: Maryatch Anastasiya Yuryevna, Senior Lecturer, Pedagogical Institute named after V.G. Belinsky, Penza State University, Penza

Keywords: musical and instrumental training; laboratory classes; procedural model, culture of artistic intonation on the piano; intonation-semantic (content) analysis; piano music for children by S. P. Banevich.

The purpose of the study is to develop a procedural model of laboratory classes for musical and instrumental training of pedagogical university students. The content of musical and instrumental training is considered in the context of the theory of artistic intonation on the piano: the main directions of scientific knowledge in this field of knowledge are presented, the process of modeling laboratory classes in musical and instrumental training is based on the acquisition by students of the experience of using intonation-semantic (content) analysis. Scientific novelty of the research: the organizational and pedagogical conditions for the successful functioning of the procedural model of laboratory classes on musical and instrumental training of pedagogical university students are formulated. As a result, it is proved that the model proposed by the author contributes to increasing the level of professional competence in the field of piano intonation culture among pedagogical university students, future music teachers.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки