Моделирование лабораторных занятий по музыкально-инструментальной подготовке студентов педагогического вуза в контексте теории художественного интонирования на фортепиано
Журнал «KANT» №2(47) 2023 [стр. 335-345]
DOI: 10.24923/2222-243X.2023-47.59
Ключевые слова: музыкально-инструментальная подготовка; лабораторные занятия; процессуальная модель, культура художественного интонирования на фортепиано; интонационно-смысловой (содержательный) анализ; фортепианная музыка для детей С. П. Баневича.
Цель исследования – разработка процессуальной модели лабораторных занятий по музыкально-инструментальной подготовке студентов педвуза. Содержание музыкально-инструментальной подготовки рассмотрено в контексте теории художественного интонирования на фортепиано: представлены основные направления научных знаний в данной области знаний, процесс моделирования лабораторных занятий по музыкально-инструментальной подготовке основывается на приобретении обучающимися опыта применения интонационно-смыслового (содержательного) анализа. Научная новизна исследования: сформулированы организационно-педагогические условия успешного функционирования процессуальной модели лабораторных занятий по музыкально-инструментальной подготовке студентов педвуза. В результате доказано, что предлагаемая автором модель способствует повышению уровня профессиональной компетентности в области культуры фортепианного интонирования у студентов педвуза, будущих учителей музыки.
1. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс / Б.В. Асафьев (Игорь Глебов). – Ленинград: Музгиз, 1963. – Кн.1-2. – 378 с.
2. Баневич С.П. Петербургские страницы: пьесы для фортепиано / С.П. Баневич. – СПб.: Композитор"Санкт-Петербург, 2003. – 16 с.
3. Корноухов М.Д. Интерпретационная культура как индикатор профессиональной компетенции учащегося-музыканта / М.Д. Корноухов // Вестник Новгородского государственного университета. – 2011. – № 64. – С. 42-45.
4. Королева И.А. Модернизация музыкально-инструментальной подготовки бакалавров по направлению 44.03.01 Педагогическое образование с профилем "Музыка" / И.А. Королева, Н.В. Корчагина, И.Н. Сергиенко // Музыкальное искусство и образование. – 2022. – №4. – С. 134-137.
5. Корыхалова Н.П. За вторым роялем: работа над музыкальным произведением в фортепианном классе / Н.П. Корыхалова. – СПб: Композитор, 2006. – 550 с.
6. Либерман Е.Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом / Е.Я. Либерман. – М.: Музыка, 1988. – 236 с.
7. Малинковская А.В. Искусство фортепианного интонирования: учеб. для вузов / А.В. Малинковская. – М.: Юрайт, 2018. – 323 с.
8. Малинковская А.В. О некоторых универсалиях педагогической мысли в области фортепианного исполнительства /А.В. Малинковская // Музыкальное искусство и образование. – 2022. – Т. 10. – № 2. – С. 9-28.
9. Малинковская А.В. Теория фортепианного интонирования – всегда была, все ещё впереди /А.В. Малинковская // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. – 2012. – № 3 (19). – С. 114-119.
10. Маряч А.Ю. Применение метода интонационно-смыслового (содержательного) анализа в контексте теории художественного интонирования на фортепиано в процессе музыкально-инструментальной подготовки студентов педвуза / А.Ю. Маряч, Т.А. Шипилкина // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2023. – Т. 8. – № 4. – С. 419-428.
11. Медушевский В.В. Интонационно-фабульная природа музыкальной формы: дис. … д-ра искусствоведения. – М., 1981. – 380 с.
12. Мильштейн Я.И. Константин Николаевич Игумнов / Я.И. Мильштейн. – М.: Музыка, 1975. – 471 с.
13. Минаев Е.А. Музыкально-информационное поле в эволюционных процессах искусства: дис. … д-ра искусствоведения: 17.00.02 / Е.А. Минаев. – М., 2000. – 475 с.
14. Михайлов М.К. Стиль в музыке / М.К. Михайлов. – Л.: Музыка, 1981. – 262 с.
15. Мухина В.С. Интонирование как феномен культуры: на пересечении внеш. исторически складывающихся реалий / В.С. Мухина // Развитие личности. – 2017. № 3. – С. 44-77.
16. Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке / Е.В. Назайкинский. – М.: Владос, 2003. – 248 с.
17. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога / Г.Г. Нейгауз. – 4-е изд. – М.: Музыка, 1982. – 300 с.
18. Тараева Г.Р. К теории музыкальной семантики: значение, смысл, символ / Г.Р. Тараева // Культурная жизнь Юга России. – 2012. – №1. – С. 7-10.
19. Теория и методика обучения игре на фортепиано / под общ. ред. А. Г. Каузовой, А. И. Николаевой. – М.: Владос, 2001. – 366 с.
20. Торопова А.В. Интонирующая природа психики: музыкально-психологическая антропология: монография. – М.: МПГУ, 2018. – 336 с.
21. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство / С.Е. Фейнберг. – 6-е изд. – СПб.: Лань, 2021. – 560 с.
22. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства / В.Н. Холопова. – 4-е изд. – СПб.: Лань, 2014. – 319 с.
23. Цыпин Г.М. Музыкальное исполнительство. Исполнитель и техника: учебник для вузов / Г.М. Цыпин. – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2021. – 193 с.
24. Шаймухаметова Л.Н. Семантические процессы в музыкальной теме: дисс. в форме научного доклада … д-ра искусствоведения. – Ростов-на-Дону, 2000. – 44 с.
Modeling of laboratory classes on musical and instrumental training of pedagogical university students in the context of the theory of artistic intonation on the piano
Keywords: musical and instrumental training; laboratory classes; procedural model, culture of artistic intonation on the piano; intonation-semantic (content) analysis; piano music for children by S. P. Banevich.