Теория и практика образования взрослых как методологическая основа концепции последипломного педагогического образования

Журнал «KANT» №1(34) 2020 [стр. 284]

Авторы: Ляшенко Александра Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедрa Психологии и педагогики, Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования, Симферополь, Республика Крым

Ключевые слова: постдипломное педагогическое образование; образование взрослых; личностно-ориентированное образование; модернизация профессиональной деятельности; андрогогика; непрерывное образование; система образования; педагог; системообразующие концепции; система последипломного образования.

В статье описаны подходы к проблеме особенностей образования взрослых, поскольку, как показывают результаты исследования системы последипломного педагогического образования, в институтах последипломного образования превалируют подходы, которые традиционно сложились в системе профессионального образования в вузе. Раскрываются фундаментальные теоретические основы андрагогики и особенности образовательной деятельности субъектов, обусловивших необходимость появления андрагогики как самостоятельной науки об обучении взрослых. Представлен анализ основных компетенций педагога с позиции личностной ориентированности последипломного образования и сгруппированных в соответствии доминирующими функциями, проявляющиеся в поведении и деятельности человека, становясь его личностными качествами. Приведенный в статье анализ компетенций свидетельствует о том, что системообразующими являются: центрированные, позиционирующиеся со смыслообразующими жизненными ценностями и смыслами, связанные с самоактуализацией и самореализацией в личностно значимом жизненном пространстве;  социально детерминированные компетенции, отвечающие за социальную адаптацию, интеграцию личности. Активизация  этих групп компетенций предопределяет эффективную основу формирования компетенций, связанных с профессиональной деятельностью. Акцентирование внимания на компетенциях познавательной деятельности свидетельствует о том, что развитие деятельности подразумевает  не только увеличение объёма знаний, но и развитие компетенций, относящихся к умению учиться, эффективно заниматься образованием/самообразованием, используя информационные технологии. Личностная ориентированность этих групп компетенций, является ведущей, поскольку они имеют метапредметную природу, и не относятся к конкретным учебным дисциплинам. Акцентируется внимание на несоответствии систем (образовательной и профессиональной), которое находится в плоскости несоответствия активной позиции специалиста как субъекта профессиональной деятельности и пассивной позиции слушателя, как объекта учебной.

скачать

Литература:
1. Ноулз, М. Ш. Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики /М. Ш. Ноулз. – М., 2010. 2. Daines J., Daines C. and Graham B. Adult Learning. Adult Teaching. Nottingham: Continuing Education Press, University of Nottingham, 1997. 3. Jarvis P. Adult and Continuing Education. Theory and Practice. London: Routledge, 1995. 4. Jarvis, P. International Dictionary of Adult and Continuing Education. London, UK and Sterling, USA: Kogan Page, 1999. 5. Jarvis, P. Adult Education and Lifelong Learning: Theory and Practice. London; New York, NY: Routledge Falmer, 2004. 6. Knowles, M.S. The Modern Practice of Adult Education. Chicago: Association Press, 1980. 7. Merriam, Sh.B., Caffarella, R.S. Learning in Adulthood. A Comprehensive Guide. San Francisco: Jossey-Bass, 1999. 8. Paterson, R. Values, Education and the Adult. London: Routledge and Kegan Paul, 1979. 9.Rogers, A. Teaching Adults. Buckingham and Philadelphia: Open University Press, 1998. 3rd ed. 2002. 10.Tight, M. Key Concepts in Adult Education and Training. London and New York: Routledge, 1998. 2nd ed. 2003. 11.Wiltshire, H. 'The Nature and Uses of Adult Education' in Rogers, A. (ed.) The Spirit and the Form. Nottingham: University of Nottingham, Department of Adult Education, 1976. 12. Змеев С.И. Андрагогика и образование взрослых: основные понятия и термины // Понятийный аппарат педагогики и образования. – Екатеринбург, 1996. – С. 41-45 13.Змеев С.И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. – М. : ПЕР СЭ, 2007. – 272 с. 14.Орлова О.А. Андрагогический аспект подготовки учителя в системе последипломного образования [Электронный ресурс] // Вектор науки Тольяттинского государственного университета: Серия: Педагогика, психология. – № 4 (11). – 2012. – С. 216-219. URL https://elibrary.ru/item.asp?id=18755550 (дата обращения: 28.01.2020) 15. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. – 2009. – № 5. – С. 34-42 16. Вербицкий А.А Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. – М. : ИЦПКПС, 1999. – 75 с.

Theory and practice of adult education as a methodological basis for the concept of postgraduate pedagogical education

Authors: Lyashenko Alexandra Alexandrovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Psychology and Pedagogy, Crimean Republican Institute of postgraduate pedagogical education, Simferopol, Republic of Crimea

Keywords: post-graduate pedagogical education; adult education; personality-oriented education; modernization of professional activity; androgogy; continuing education; education system; teacher; system-forming concepts; system of postgraduate education.

The article describes approaches to the problem of peculiarities of adult education, since, as shown by the results of the study of the system of postgraduate pedagogical education, the approaches that have traditionally developed in the system of professional education in higher education institutions prevail.  The article reveals the fundamental theoretical foundations of andragogy and the features of educational activities of subjects that caused the need for the emergence of andragogy as an independent science of adult education. The article presents an analysis of the main competencies of a teacher from the position of personal orientation of postgraduate education and grouped according to the dominant functions that are manifested in the behavior and activity of a person, becoming his personal qualities. In article the analysis of competences suggests that the backbone are centered, positioned from the sense-life values and meanings associated with self-actualization and personal fulfillment in a meaningful life space; social determinate of competence, responsible for social adaptation, integration of the personality. The activation of these groups of competencies determines the effective basis for the formation of competencies related to professional activities. Focusing on competencies of cognitive activity suggests that development activities that not only increase knowledge but also develop competencies related to the ability to learn, and effectively engage in education/self-education using information technology. The personal orientation of these groups of competencies is the leading one, since they have a meta-subject nature, and do not belong to specific academic disciplines. Focuses on the inconsistency of systems (educational and professional), which is in the plane of inconsistency the active position of the expert as a subject of professional activity and the passive position of listener as an object of study.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки